Дети инвалиды

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья.

http://minedu.karelia.pro/ovz/

1. Дошкольное.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад компенсирующего вида №1 "Светлячок".

Контакты: http://ds1ptz.dev.mediaweb.ru/

телефон: 8 (8142) 784035

e-mail: svetlyachock.ds@yandex.ru 

Коррекционно-развивающее направление.

К данному разделу относится работа тифлопедагога - педагог со специальным высшим образованием, осуществляющий обучение, воспитание,  трудовую подготовку слепых и слабовидящих детей  с учетом своеобразия их познавательной деятельности и компенсации нарушенных (недоразвитых) функций. .

Направления работы тифлопедагога

1. Тифлопедагогическое обследование детей.

2. Проведение специальных коррекционных занятий с детьми.

3. Участие в методической работе дошкольного учреждения.

4. Работа с родителями детей, посещающих дошкольное учреждение.

Тифлопедагогическое обследование детей.

Знакомство тифлопедагога с ребенком начинается с изучения документации (записей, сделанных специалистами ПМПК, направившей ребенка в данное учреждение, обшей меди­цинской и офтальмологической карт). Это позволяет ему составить предварительное пред­ставление о ребенке, подготовиться к общению с ним и его родителями.
Готовность ребенка к обучению, индивидуальные особенности его познавательной деятельности, возможности коррекции и комплекции зрительной недостаточности тифлопе­дагог определяет в процессе обследования. Большое значение имеет при этом выявление умений ребенка пользоваться своим нарушенным (или остаточным - у слепых) зрением и уровень развития сохранных анализаторов.
При проведении обследования тифлопедагог имеет возможность увидеть трудности, мешающие ребенку в овладении познавательной деятельностью, проанализировать их при­чины. Все эти данные позволяют тифлопедагогу понять, на что опираться в коррекционном обучении, определить степень и характер необходимой помощи, наметить основные задачи обучения.
Обследование проводится тифлопедагогом в начале, середине и конце учебного года. По данным обследования составляются тифлопедагогические характеристики детей. Данные обследования и характеристики фиксируются в индивидуальных картах. В конце учебного года тифлопедагог анализирует и обобщает данные всех проведённых обследований. Так он получает возможность проследить динамику развития ребёнка в процессе коррекционного обучения.

Проведение тифлопедагогом специальных коррекционных занятий.

На основании полученных о детях данных, тифлопедагог комплектует их в подгруппы для коррекционных занятий с учетом возраста, диагноза зрительного заболевания, остроты зрения, имеющихся сопутствующих заболеваний, уровня познавательной деятельности и вы­явленных вторичных отклонений в развитии.
Подгрупповые занятия тифлопедагог проводит ежедневно, планируя их по коррекционным программам. Длительность каждого подгруппового занятия составляет 15 минут - в младшей и средней группах, 25 минут - в старшей, и 30 минут - в подготовительной группе.
С детьми, которые в силу ряда причин в начале учебного года не могут участвовать в общеобразовательных и подгрупповых коррекционных занятиях, тифлопедагог также еже­дневно проводит индивидуальные коррекционные занятия по разработанным им индивиду­альным программам обучения.
С детьми, не имеющими тяжелой зрительной патологии и сопутствующих заболеваний, но испытывающими на данном этапе обучения значительные трудности в овладении необ­ходимыми знаниями, умениями и навыками, тифлопедагог проводит индивидуальные коррекционные занятия один -два раза в неделю.
Особый вид индивидуальных коррекционных занятий тифлопедагога - подготовка де­тей к проверке остроты зрения, определению характера зрения, к лечению на ортопедиче­ских аппаратах. Эти занятия тифлопедагог планирует, опираясь на рекомендации врача-офтальмолога. Тифлопедагог учитывает, какие навыки необходимо сформировать у детей, чтобы они могли успешно действовать на том или ином аппарате. Подобные занятия в ряде случаев можно проводить и с небольшими подгруппами детей. Следует отметить, что по за­даниям тифлопедагога воспитатели групп также проводят с детьми специальные игры и уп­ражнения, направленные на подготовку к участию в лечебно-воспитательном процессе и на закрепление результатов лечения зрения.
Индивидуальную коррекционную работу тифлопедагог осуществляет не только в спе­циально созданных условиях своего кабинета, но и включаясь в общеобразовательные заня­тия. В повседневной жизни детей в детском саду он индивидуально работает с детьми, ну­ждающимися в формировании навыков самообслуживания, умений вступать в контакт с другими детьми и воспитателями и т.д. Как правило, это дети с глубокой зрительной патоло­гией или имеющие такое сопутствующие заболевание, как ЗПР. Занимаясь индивидуально с трудными детьми, тифлопедагог показывает воспитателям приемы коррекционного воздей­ствия.
Основная цель, которую ставит перед собой тифлопедагог в коррекционной работе с детьми, - подготовить их к восприятию того материала, который преподносят на общеобра­зовательных занятиях, самостоятельному участию в других видах деятельности.

Работа с родителями

Одним из важнейших направлений работы является систематическая и целенаправлен­ная работа с семьями детей с нарушениями зрения.
Она включает в себя несколько направле­ний:

- выступления на родительских собраниях по общим вопросам воспитания и обучения, развития школьников с нарушениями зрения;

- консультация для отдельных групп родителей с учетом общих для них проблем, связанных с особенностями развития детей, трудностями в овладении определенными знаниями;

- индивидуальное консультирование родителей по вопросам, касающимися конкретного ребенка;

- проведение для родителей индивидуальных и подгрупповых коррекционных занятий, целью которых является обучение родителей приемам взаимодействия с ребенком, оказания ему действенной помощи в выполнении определенных видов деятельности;

- выставки специальной, доступной для понимания родителей, литературы с аннотациями тифлопедагога;

- выставки игр и специальных пособий, которые родители могут использовать в занятиях с детьми дома;

-выставки детских работ, выполненных на занятиях тифлопедагога; задания на дом (на выходные дни, на лето).

2. Школы.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Карелия «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 23» (реализация образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (адаптированных основных общеобразовательных программ для слепых, слабовидящих, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья) 

185013, Республика Карелия, г. Петрозаводск, Ветеринарный переулок, д. 17,
телефон 8 (8142) 567-844,
e-mail: internat231@yandex.ru,
Директор – Федорова Ольга Анатольевна;

http://school-internat23.ru/